По частоте грыжи межпозвонковых дисков занимают лидирующее положение среди других интервертебральных дископатий, встречающихся у собак и кошек. У собак, более склонных к возникновению спондилоартритов и различных дископатий, процент больных животных колеблется от 40 (в возрастной группе от 4 до 6 лет) до 80 (в возрастной группе старше 6 лет). До 4-летнего возраста дисковые грыжи у собак встречаются в единичных случаях, и чаще всего бывают спровоцированы другими спондилопатиями, такими как переломы и дисплазии позвонков, подвывихи и вывихи межпозвонковых суставов, гипо- и гиперкинезии и т. д.
У кошек данная патология встречается значительно реже. Процент больных среди животных старше 6 лет не превышает 10. Это связано с высокой резистентностью кошачьих к спондилопатиям хондродистрофического характера.
Точная статистика по заболеваемости других домашних животных отсутствует, но в клинической практике встречаются единичные случаи заболевания крыс и морских свинок.
Грыжа межпозвонкового диска является полиэтиологичным заболеванием, что объясняется сложной анатомо-динамической структурой интервертебрального или мениско-соматического сустава. В его состав, помимо костных структур сопряженных позвонков, входят три вида хрящевой ткани: волокнистый хрящ фиброзного кольца, гиалиновый хрящ замыкающих пластин и специфическая хрящевая ткань пульпозного ядра, а в его динамических эволюциях участвует сложнейшая связочно-мышечная система. Кроме того, межпозвонковые суставы являются одними из самых динамически нагруженных в организме. Они практически лишены состояния покоя и подвергаются действию разнонаправленных сил даже во время сна животного. Вышеперечисленные особенности строения и функционирования интервертебральных суставов делают их уязвимыми к воздействию различных патогенных факторов, а тот факт, что межпозвонковые диски являются одними из наименее васкуляризованных структур организма и питаются путем диффузии, определяет их низкую регенерационную способность.
Этиологические факторы, провоцирующие и усугубляющие дегенеративные изменения в тканях суставов позвоночника и приводящие к возникновению дисковых грыж, можно разделить на 3 основные группы:
1. Предрасполагающие факторы. Это факторы, создающие неблагоприятные условия функционирования межпозвонковых суставов. К ним относятся врожденные и приобретенные деформации позвоночного столба, приводящие к изменению динамических нагрузок на отдельные участки межпозвонковых дисков и как следствие к их преждевременному износу (дисплазии позвонков, различные искривления и переломы позвоночника), а также следствия неправильного содержания животных (гипер- и гиподинамии, ожирение), к этой же группе относится и возрастной фактор.
2. Определяющие факторы. Факторы, непосредственно приводящие к повреждению тканей межпозвонковых суставов, такие как: вывихи, подвывихи, дисторсии и компрессии.
3. Благоприятствующие факторы. Факторы, снижающие компенсаторно-динамические способности хрящевых тканей дисков, например, поствоспалительная дезорганизация хряща вследствие таких заболеваний как, интервертебральный полиартрит, спондилит, дискоспондилит и т.д.; эндокринные расстройства, приводящие к изменению динамики роста хрящевой ткани и нарушению ее метаболизма, а также общие метаболические нарушения в организме, происходящие в результате дистрофии, интоксикации, различных инфекционных заболеваний.
В современной вертебрологии существует несколько различных теорий генезиса остеохондрозов позвоночника и дегенеративных дископатий в том числе. Среди них наиболее распространенными являются: инфекционная теория остеохондроза (H. Rocco, E. Eyring, 1972, Xin Shiquing, 1986), согласно которой деструктивные изменения хрящевых тканей межпозвонковых дисков происходят вследствие деятельности инфекционных агентов; аутоиммунная теория (Д. А. Лабзин, 1975; Ю. И. Делевский с соавт., 1980; В. Я. Латышева, 1982); травматическая теория (Г.С. Юмашев, М.Е. Фурман, 1973; А.И. Швец, 1996; Г.И. Фадеев, 1996); теория структурных микротравм (Б.И. Сименач, Н.И. Кохабидзе, 1980); теория преждевременного старения тканей позвоночных сегментов (D. Eyre, 1979); мутационная теория (D. Bradford, 1981; А. И. Швец, 1996 и др.), в которой ведущая роль при возникновении дископатий отводится диспластическим изменениям структурных элементов позвонков.
Равноубедительная научная обоснованность всех этих теорий дает основание считать грыжи межпозвонковых дисков полиэтиологическим заболеванием с монопатогенетическими проявлениями.
Как правило, изменения, приводящие к образованию дисковой грыжи, начинаются на уровне волокнистого хряща фиброзного кольца. Под действием вышеперечисленных этиологических факторов нормальная метаболическая активность хрящевой ткани угнетается. Замедляется синтез РНК и ДНК хондробластов, число их митозов снижается. Соответственно нарушается синтез матрикса и коллагеновых волокон. В результате структура волокнистого хряща изменяется, он становится хрупким и ломким. Фиброзное кольцо теряет свою целостность, в нем появляются трещины и разрывы. На периферии хрящевого плато возникает реакционный продуктивный процесс, приводящий к образованию валика, от которого в дальнейшем начинается остеофитная пролиферация.
Пульпарное ядро, состоящее в норме на 80% из воды (у собак старше 8 лет - на 70%), вначале подвергается гипергидратации, а затем обезвоживается, уплощается и выдавливается через дефекты фиброзного кольца под поверхность дорсальной или вентральной длинных позвоночных связок, вызывая их выпячивание, либо проникает сквозь замыкающую пластину, и внедряется в тело позвонка.
Изменения костных структур выражаются в остеосклерозе эпифизарных зон тел позвонков и образовании остеофитов чаще с вентральной, реже с дорсальной или латеральной стороны сопредельных краевых зон соседних позвонков. Вентральные остеофиты развиваются под длинной вентральной позвоночной связкой, огибая интервертебральный диск. Дорсальные и латеральные остеофиты, развиваясь, соответственно, под длинной дорсальной позвоночной связкой, могут перекрывать межпозвонковое отверстие и образовывать выпячивания в спинномозговой канал. По сути, эти образования являются частью защитно-компенсаторного механизма позвоночного сегмента и призваны обездвижить пораженный сустав, освободив таким образом от нагрузки поврежденный диск.
В результате уменьшения просвета позвоночных отверстий за счет выпавших в дорсальном направлении дисков или разрастания экзостозов происходит компрессия тканей и оболочек спинного мозга. На этой стадии появляются выраженные клинические признаки заболевания связанные с ущемлением корешков спинномозговых нервов и обильно иннервированных менингов. Из-за сужения эпидурального пространства повышается давление ликвора и нарушается его циркуляция, что вызывает компрессию менингиальных сосудов и, как следствие, ишемию спинного мозга. Поскольку болезнь развивается постепенно, сосудистая система успевает частично компенсировать патологические изменения, но из-за действия порочного круга компрессия - отек - компрессия и ввиду практической необратимости диско-менингиальных и экзостоз-менингиальных конфликтов рано или поздно начинаются процессы миеломаляции.
![]() |
![]() |
![]() |
Своевременная диагностика дисковых грыж значительно затруднена отсутствием характерной симптоматики на ранних стадиях заболевания, поэтому патология нередко обнаруживается случайно, при рентгенологических исследованиях органов грудной и брюшной полостей или шеи. Клинические признаки появляются лишь вследствие сдавливания спинномозговых структур и являются общими для всех компрессионных патологий спинного мозга. В зависимости от локализации болезни, ее проявления будут различаться. При поражениях межпозвонковых дисков цервикального отдела позвоночного столба у животных отмечается появление гипералгических и парастезивных зон в области шеи, иногда иррадиирующих на грудные конечности и затылок, реже на грудную клетку. В тяжелых случаях возможно наступление тетрапареза или тетраплегии. При торакальной локализации, помимо местной болевой реакции и изменения привычных статических и динамических поз, наблюдаются хронические нарушения коронарного и легочного кровоснабжения, застойные явления в легких, обычно слабовыраженные. Парезы и параличи тазовых конечностей, длительные вялотекущие функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, гепатопатии, нефро-цистопатии, нарушения работы экзо- и эндосфинктеров наблюдаются как при торакальных, так и при люмбальных поражениях. В области локализации патологии часто бывает хорошо выражена кожная реакция. Шерсть тускнеет, выпадает, иногда появляются трофические язвы. Часто патология возникает сразу в нескольких позвоночных сегментах, а иногда носит характер тотального поражения всего позвоночного столба, в этом случае могут проявляться любые из вышеперечисленных признаков или все одновременно.
Основным методом диагностики данного заболевания является рентгенографическое исследование позвоночника - спондилография. На рентгенограммах позвоночника в сагиттальной проекции хорошо просматриваются вентральные и дорсальные остеофиты на соответствующих краевых зонах соседних позвонков, образующие характерные арочные структуры. Определяется сужение интервертебрального пространства, деформация и остеосклеротические изменения эпифизарных зон тел позвонков. Уменьшается просвет между краями краниальных и каудальных суставных отростков соседних позвонков. На ранних стадиях образования остеофитных экзостозов на границах хрящевых плато позвонков видны характерные валики.
![]() |
![]() |
![]() |
При интравертебральных или внутригубчатых грыжах возникает картина так называемых «рыбьих» позвонков. Межпозвонковая щель в этом случае расширена и имеет форму двояковыпуклой линзы, поскольку каудальные и краниальные замыкающие пластины вдавливаются в тела позвонков.
Дисковые грыжи часто бывают совмещены с такими патологиями как дисплазия и травматическая деформация позвонков, различные искривления позвоночника. В этом случае к перечисленным выше признакам заболевания добавятся изменения характерные для данных патологий.
Информативными методами исследования при патологиях позвоночника являются миелография, пневмомиелография, дискография и перидурография. Это виды спондилографии с применением рентгеноконтрастных веществ, вводимых в субарахноидальную и субдуральную полости спинного мозга, а также в ткани межпозвонковых дисков и эпидуральное пространство. При диагностике дисковых грыж они применяются для выяснения степени деформации спинномозгового канала, компрессии менингоцефалических структур, определения конфигурации и состояния хрящевых тканей диска.
По нашим наблюдениям у собак крупных пород превалирует множественная полисегментарная форма заболевания носящая, в этом случае название спондилоз или диффузный вертебральный остеофитоз, у небольших животных патология чаще имеет локальный характер.
Существуют как консервативные, так и хирургические методы лечения дисковых грыж. Консервативное лечение направлено, в первую очередь, на снятие острых воспалительных реакций спинномозговых корешков, менингов и тканей спинного мозга, уменьшение отека и восстановление сосудистого статуса в области поражения. Для этого применяются препараты с выраженным противовоспалительным действием, такие как: новокаин, анальгин, парацетамол, аспирин, бутадион, ибупрофен, ортофен, напроксен, метиндол, глюкокортикоиды; препараты, нормализующие вазомоторную деятельность: аскорутин, гливенол, эскузан, анавенол, троксевазин. При парезах и параличах назначаются препараты, улучшающие проводимость нервных волокон: стрихнин, секуринин, галантамин, прозерин, калимин, а также вератрин, повышающий физиологическую активность рецепторов и поперечно-полосатой мускулатуры.
Далее необходимо приостановить активный рост остеофитов и процессы деструкции хрящевых структур межпозвонковых суставов. С этой целью применяются хондропротекторы: румалон, структум, стимулирующие синтез хрящевой ткани; ферментативные комплексы: флогэнзим, лекозим, вобэнзим, способствующие лизису рубцовых грануляций и улучшающие микроциркуляцию и трофику хрящей. Для улучшения микроциркуляции также используется пентоксифиллин. Гомеопатический препарат Траумель ускоряет регенерацию поврежденных тканей и обладает умеренно аналгезирующим действием.
Показано также применение биогенных стимуляторов: ФиБС, пелоидодистиллат, гумизоль; ноотропных и ГАМКергических средств: аминалон, пирацетам, церебролизин, глутаминовая кислота.
Для улучшения метаболических процессов назначаются витаминные препараты: тиамин, никотиновая кислота, кальция пантотенат, пиридоксин, цианкобаламин, липоевая кислота, токоферол. При мышечной атрофии применяется аденозинтрифосфорная кислота.
Местное лечение заключается во втирании в область позвоночника сложных линиментов, обладающих раздражающими свойствами: метилсалицилат, «Санитас», «Бом-Бенге», капсин, реневроль, апитрит, випратокс.
Очень хороший эффект дает применение различных физиотерапевтических воздействий. Лазерное излучение может оказывать выраженное трофикостимулирующее и противодистрофическое влияние на костные, хрящевые, мышечные и нервные ткани.
Хирургические методы лечения сложны в исполнении и требуют высокой квалификации оперирующего хирурга, а также наличия специального оборудования и инструментария. Большинство операций на позвоночнике приводят к резкому ухудшению состояния животного в послеоперационный период, поэтому перед их назначением необходимо убедиться в целесообразности этого и отсутствии противопоказаний. Противопоказаниями являются инфекционно-воспалительные заболевания: миелит, менингит, острые нефриты, циститы, пневмонии, кардиопатии, интоксикации, гнойные воспаления кожи в области оперативного доступа и т. д,
Оперативное вмешательство показано лишь в тяжелых случаях при возникновении блокады эпидурального и эпиарахноидального пространств, неснимаемого отека спинного мозга или длительных корешковых болей.
Основные принципы хирургического лечения дисковых грыж заключаются в декомпрессии спинномозговых и корешковых структур. С этой целью применяются: гемиламинэктомя - удаление половины, или при двусторонней гемиламинэктомии - обеих половин дужки позвонка с сохранением остистого отростка и межостистых связок; ламинэктомия - удаление всей дужки позвонка вместе с оститстым отростком, операция более травматичная и в целом менее эффективная; фораминотомия - расширение межпозвонковых отверстий; дискэктомия - удаление межпозвонкового диска; и декомпрессирующий сподилодез - восстановление нормальной ширины межпозвонковой щели и иммобилизация соседних позвонков при помощи фиксаторов различной конструкции. Последний метод является самым эффективным и наименее травматичным для позвоночных структур.
При проведении декомпрессирующего спондилодеза через дорсальный или дорсолатеральный оперативные доступы обнажаются поверхности остистых отростков, дужек позвонков, каудальных и краниальных суставных отростков, а также тел позвонков пораженного сегмента, удаляются краевые остеофиты, при необходимости производится диско- или фораминотомия, специальным расширителем позвонки раздвигаются и фиксируются при помощи металлических пластин или проволоки за остистые, каудальные и краниальные суставные отростки, либо применяются фиксаторы особой конструкции, устанавливаемые в межпозвонковую щель и тела позвонков с вентральной стороны, используя вентральный оперативный доступ. Фиксаторы должны быть изготовлены из специальных ареактивных сплавов или полимеров, так как остаются в организме животного пожизненно. У мелких собак и кошек проведение операции сильно затрудняется небольшими размерами позвоночных структур, что затрудняет визуальный контроль и требует очень высокой точности томических манипуляций.
Помимо интенсивного лечения необходимо по возможности устранить профилактических целях ежегодно проводить плановые рентгенографические исследования позвоночника животных, входящих в группу риска, то есть постоянно подвергающихся действию каких-либо этиологических факторов данного заболевания.
The paper deals with aetiology and factors promoting intervertebral disci rupture formation in dogs and cats. Modern conception of pathogenesis is put forward. Diagnostical and treatment measures in view of this pathology are analyzed.